понедельник, 18 марта 2013 г.

Расставание. Марина Абрамович и Улай

Кто-то из друзей (я знаю, кто, но фраза "кто-то из друзей" нравится мне больше:)) рассказал о Марине Абрамович. Нет, она не русская, как можно было бы предположить. Марина, 1946 г.р., - сербка, родилась в Белграде и с 1976 г. живет в Амстердаме. И перформансист (даже не знала, что есть такое слово в русском языке, пришлось зайти в Википедию).

Один из самых сложных ее перфомансов - о связи между зрителями и перформансистом (1974). Активная роль отводилась публике. На столе было размещено 72 предмета, которыми можно было доставить удовольствие и боль. Там были нож, ножницы, хлыст и даже пистолет с одним патроном. В течение шести часов зрители могли использовать эти предметы по своему усмотрению, художнице отводилась пассивная роль. Поначалу зрители вели себя скромно, но через некоторое время стали агрессивнее. Сама Абрамович потом рассказывала об этом: "Они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой отнял у него оружие. Полученный мною опыт говорит о том, что, если оставить решение за публикой, то тебя могут убить."

Важную роль в ее жизни сыграл Улай, который более 10 лет был ее партнером по жизни и творчеству. Широкую известность получила их совместная инсталляция "Отношения в пространстве". Полностью раздетая художница и ее немецкий друг изображали свободные отношения, терзая друг друга на глазах у зрителей.

Улай и Марина родились в один день и предметом их поиска были личность и индивидуальность художника. Постепенно они решили создать коллективное существо, называемое "другое" и говорить о себе как о частях двухголового тела. Они одевались как близнецы и не имели друг от друга секретов. Для перформанса "Смерть себя" Марина и Улай соединили рты специальным агрегатом, вдыхая и выдыхая воздух друг друга. Через 17 минут после начала перформанса оба упали на пол без сознания с легкими, заполненными углекислым газом.

Но больше всего меня впечатлила история их расставания.

В 1988 г., после нескольких лет натянутых отношений оба художника решили предпринять духовное путешествие, которое окончит их связь. Они отправились в путь с противоположных концов Великой Китайской стены и встретились посредине. По словам Абрамович "этот поход превратился в личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я - от Желтого моря. После того, как каждый из нас прошел 2.500 км, мы встретились и простились навсегда."

Я представляла себе эту сцену снова и снова. Это так crazy, attracted, sexy, painful and cool. В этом расставании вся жизнь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий